Центр телефонного обслуживания: 8 (8422) 37-31-31

ОГКУ «Корпорация развития интернет-технологий - многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области»

Контакты

Адрес: 432063, г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, д. 36/9
e-mail: mfc_ul@ulregion.ru
Телефон: 8 (8422) 37-31-31

Планируя свой визит в центр, используйте возможность предварительной записи

О поправках в КоАП Ульяновской области

На последнем осеннем заседании ЗСО региональные законодатели приняли закон «О внесении изменений в статью 36 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях», проект которого был подготовлен Правительством Ульяновской области. Законопроект депутатам представляла первый заместитель Председателя Правительства Ульяновской области Светлана Опенышева.

Целью принятия проекта закона Ульяновской области «О внесении изменений в 36-ю статью областного КоАПа» является приведение пунктов 4 и 6 части 2 названной статьи в соответствие с федеральным законодательством, сделав их ясными, определёнными и недвусмысленными. Однако мы не будем рассматривать содержание и стилистику перечисленных пунктов, а поговорим сначала о том, что должны знать в административно-правовом плане жители Ульяновской области.

Что может быть обжаловано

Сейчас законодательство довольно обстоятельно и определённо отвечает на вопрос о том, что следует считать неправомерными действиями должностных лиц при предоставлении государственных и муниципальных услуг и в каких случаях гражданам можно предъявлять претензии к таким действиям.

В соответствии с Федеральным законом № 210, обжалованы могут быть следующие действия должностных лиц, государственных и муниципальных органов и многофункциональных центров:

- нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги;

- нарушение должностным лицом законного срока предоставления услуги;

- истребование у заявителя документов и сведений, не предусмотренных нормативными правовыми актами;

- отказ в приёме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами;

- отказ в предоставлении услуги, если спорные основания для такого отказа прямо не предусмотрены законодательством;

- затребование с заявителя денежной платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами;

- отказ государственного (муниципального) органа в исправлении ошибок и опечаток в выданных в результате оказания услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

По закону все указанные действия и составляют «предмет досудебного (внесудебного) обжалования» и изначально классифицируются им как неправомерные. Это справедливо в отношении всех подобных решений, действий, бездействий органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, должностных лиц этих органов, а также государственных и муниципальных служащих.

Порядок подачи и рассмотрения административных жалоб, рассматриваемых во внесудебном, административном порядке

Жалобы призваны обеспечивать оперативную защиту прав граждан, быстрое устранение допущенных нарушений. С другой стороны, они должны способствовать устранению недостатков в работе субъектов власти, укреплению законности, а значит, улучшению работы. Гражданам следует знать, что Федеральный закон № 210 устанавливает универсальное право заявителей на внесудебное рассмотрение жалоб в процессе получения государственных или муниципальных услуг, а также порядок подачи и рассмотрения таких жалоб.

В соответствии с требованиями закона, жалоба на государственных и муниципальных служащих, осуществляющих предоставление государственных и муниципальных услуг, подаётся письменно или в электронной форме непосредственно в орган, предоставляющий услугу. Жалоба может быть направлена по почте либо подана через многофункциональный центр. Кроме того, закон закрепляет и дополнительные способы подачи жалоб – с помощью Интернета через официальный сайт органа, предоставляющего услугу, или через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Также жалоба может быть принята при личном приёме заявителя.

Для того чтобы жалоба была принята и рассмотрена, в ней должно содержаться:

- наименование органа, предоставляющего услугу, или государственного (муниципального) служащего, решения и действия которого обжалуются;

- фамилия, имя, отчество, сведения о месте жительства заявителя, номер контактного телефона и почтовый адрес.

В том случае, если заявителем выступает юридическое лицо, указываются сведения о месте нахождения заявителя и его контактные данные.

Жалоба должна содержать полные сведения об обжалуемых решениях и действиях и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решениями или действиями органа, предоставляющего государственную или муниципальную услугу. Дополнительно заявителем могут быть представлены документы, подтверждающие его доводы, либо их копии.

В органах, предоставляющих услуги, определяются уполномоченные должностные лица для рассмотрения жалоб, которые обеспечивают их приём и направление по компетенции.

По общему правилу жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную или муниципальную услугу, подлежит рассмотрению в течение 15 рабочих дней со дня её регистрации.

В случае обжалования отказа в приёме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок, жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня её регистрации.

По результатам рассмотрения орган, предоставляющий государственную или муниципальную услугу, либо удовлетворяет жалобу, либо отказывает в её удовлетворении.

Удовлетворение жалобы осуществляется в форме отмены ранее принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных документах, возврата денежных средств, взимание которых не предусмотрено законодательством, а также в иных формах. В свою очередь ответ о результатах рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее 1 дня, следующего за днём принятия решения. Ответ должен быть мотивирован (т.е. содержать ссылки на конкретные нормативно-правовые акты) и направлен заявителю в письменной или, по желанию последнего, электронной форме.

В случае неприятия мер или неполного или неправильного, по мнению заявителя, ее рассмотрения, жалобы на решения, принятые руководителем органа, предоставляющего услугу, подаются в вышестоящий орган.

Ответственность за волокиту

В целях полного и неукоснительного соблюдения должностными лицами установленных стандартов предоставления государственных или муниципальных услуг, а также порядка удовлетворения административных жалоб, законом вводится ответственность государственных и муниципальных служащих за волокиту.

Недобросовестные исполнители государственных или муниципальных услуг могут быть привлечены к ответственности в случае установления допущенных ими нарушений в ходе или по результатам рассмотрения жалобы. При наличии состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделённое полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно обязано направлять имеющиеся материалы в органы прокуратуры для решения вопроса о возбуждении дела.

Статьей 25-й КоАПП Ульяновской области выделено сразу несколько составов правонарушений и предусмотрены достаточно серьезные штрафные санкции за их совершение.

Так, нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги должностным лицом исполнительного органа власти, органа местного самоуправления влечёт наложение административного штрафа в размере от 1500 до 2000 рублей; сотрудником МФЦ – от 500 до 1000 рублей.

Истребование платы или дополнительных документов, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, влечёт наложение административного штрафа для должностных лиц исполнительного органа власти, органа местного самоуправления в размере от 2000 до 3000 рублей; для сотрудника МФЦ – от 500 до 1000 рублей.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения составляется протокол.

Должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 25 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях, определяется статьёй 36 (часть 2 пункт 4) указанного Кодекса.

В связи с тем, что в Кодексе отсутствуют положения, позволяющие установить, каким образом данные лица уполномочиваются на составление протоколов, возможность убедиться в правомерности этих действий исключается для лиц, в отношении которых такие протоколы составляются. То есть, говоря языком юриспруденции, нарушается общеправовой критерий ясности, определённости и недвусмысленности правовой нормы. В соответствии с частью 6 статьи 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и существующей судебной практикой перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, должен быть установлен только законом субъекта РФ, а не иным правовым актом.

В настоящее время, как уже было сказано, данные должностные лица определяются распоряжением Правительства Ульяновской области. Но теперь, после вступления в законную силу поправок, принятых депутатами ЗСО, это распоряжение будет признано утратившим силу.

Светлана ОПЕНЫШЕВА, первый заместитель Председателя Правительства Ульяновской области